ОГЛАВЛЕНИЕ

Нарушение речи – афазия и дизартрия – нарушение способности говорить и понимать речь. Афазия и дизартрия являются следствием поражения структур мозга, отвечающих за речь.

афазия что это такое

Афазия

Афазия –это нарушение моторного и сенсорного звена речи (тотальная афазия). Нарушение моторного звена проявляется тем, что пациент теряет способность к нормальной речи, говорит очень медленно, отдельными фразами, звуками, а иногда и вовсе не способен к речи. Нарушение сенсорного звена связано с восприятием речи: пациент не понимает обращенной речи, не понимает, о чём ведется разговор. У некоторых пациентов, впрочем, сохраняется способность реагировать на значимые личные обозначения (имена, места). Афазия обычно сочетается с алексией (неспособность читать), акалькулией (неспособность считать), аграфией (неспособность писать), что в совокупности делает практически невозможным установление контакта с пациентом.

Классификация выделяет несколько видов афазий. Остановимся подробнее на каждом из них.

Афазия Брока (моторная афазия)

Для этого вида афазии характерна немногословная, невнятная речь, а также частые повторения фраз. На обращения пациент реагирует не полностью, однако это звено речи после инсульта достаточно быстро восстанавливается. Писать пациенты тоже не могут. Моторная афазия часто сочетается с гемипарезом (слабостью в конечностях на одной половине тела) и гемигипестезией (потерей чувствительности в конечностях на половине тела).

Афазия Вернике – Кожевникова (сенсорная афазия)

Для этого вида афазии характерно нарушение понимания устной и письменной речи. При этом к речи пациент остается способным, сохраняется интонация, но окружающие не могут его понять – вместо нормальных слов и предложений пациент произносит бессмысленные звуки, напоминающие по звучанию слова, а также придумывает новые. Сам больной зачастую не осознает, что что-то не так. Сенсорная афазия часто сочетается с гемианопсией – выпадением полей зрения.

Тотальная сенсомоторная афазия

Вид афазии, для которого характерно сочетание симптомов моторной и сенсорной афазии. Тотальная афазия обычно сочетается с гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией.

Динамическая афазия (транскортикальная моторная афазия)

Динамическая афазия похожа на моторную афазию Брока. Понимание речи пациентом (то есть сенсорный компонент речи) при динамической афазии сохраняется. Основное отличие динамической афазии от моторной афазии – сохранная повторная речь: пациент может по просьбе повторять слова и фразы, произнесенные врачом или другим человеком.

Транскортикальная сенсорная афазия

Транскортикальная сенсорная афазия напоминает афазию Вернике- Кожевникова, но симптомы выражены в меньшей степени: нарушен сенсорный компонент речи. При этом состоянии речь пациентов быстрая, но малосодержательная. В отличие от сенсорной афазии Вернике при транскортикальной сенсорной афазии сохранена повторная речь: по просьбе врача пациент может повторять за ним произнесенные фразы. Пациенты могут читать вслух, но без понимания смысла прочитанного.

Транскортикальная смешанная афазия

Транскортикальная смешанная афазия– этот вид афазии сочетает в себе признаки транскортикальной моторной и сенсорной афазии, с сохранением способности повторения слов и фраз за врачом. Понимание письменной и устной речи также существенно ухудшается.

Амнестическая афазия

Для этого вида афазии характерен следующий феномен: больные не могут назвать слово или предмет, при этом могут описать значение и функции предмета. В связи с этим речь характеризуется паузами, подбором слов, их замещением. Повторение и понимание речи не нарушены.

Алексия без аграфии

При данном виде афазии пациенты могут писать, но не могут читать. Понимание устной речи сохранено, спонтанная речь не изменена.

методы реабилитации дизартрии

Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной части речи. Такое расстройство связано с нарушением иннервации мимических мышц, отвечающих за формирование речи. Проявляется дизартрия невнятной, нечеткой речью «в нос», слюнотечением. Речь тихая, глухая, монотонная.

По месту локализации очага поражения выделяют бульбарную дизартрию, псевдобульбарную дизартрию, подкорковую дизартрию, мозжечковую дизартрию, корковую дизартрию.

Бульбарная дизартрия

Данное нарушение встречается при поражении ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, лицевого, тройничного). Эти ядра расположены в продолговатом мозге и зачастую поражаются при инсульте. В норме вышеуказанные нервы отвечают за иннервацию мимических мышц. При их поражении появляются следующие симптомы: отсутствие мимики (амимия), расстройство сосания, глотания, слюнотечение. Речь невнятная, плохо артикулированная, голос тихий, «в нос».

Псевдобульбарная дизартрия

Этот вид дизартрии развивается при поражении корково-ядерных путей. Проявляется гипертонусом мышц и спазмом – кончик языка невозможно поднять вверх и отвести в стороны; характерно обильное слюнотечение, нарушение глотания. Речь также невнятная, с носовым оттенком.

Подкорковая дизартрия

Связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мимических мышц, которые усиливаются при попытке речи. Иногда непроизвольно больные могут производить гортанные выкрики. Речь пациента может быть быстрой, медленной или с заиканиями.

Мозжечковая дизартрия

Этот вид дизартрии связан с поражением мозжечка. Проявляется типичными нарушениями функции мозжечка – толчкообразной, скандированной речью, отдельными выкриками в сочетании с шаткой походкой, неловкостью движений.

Корковая дизартрия

Связана с поражением коры головного мозга и проявляется симптомами, похожими на моторную афазию, однако, в отличие от второй, при корковой дизартрии нет нарушений письма, чтения и понимания речи.

Коррекция дизартрии и афазии

Важным компонентом реабилитации является коррекция дизартрии и афазии. На начальном этапе лечения всегда необходимо участие логопеда.

Коррекция дизартрии и афазии

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии и афазии занимаются развитием и восстановлением:

  • мелкой моторики (комплекс гимнастических упражнений)
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика)
  • речевого дыхания (дыхательная гимнастика)
  • голоса (восстановление свойств голоса с помощью ортофонических упражнений)

Специалистами производится коррекция дисграфии и дислексии, позволяющая восстановить утраченные функции чтения и письма.

Реабилитация после инсульта выполняется комплексно, в несколько этапов для постепенного восстановления функций и возвращения к нормальной полноценной жизни.

Методы реабилитации при афазии и дизрартрии

Методы реабилитации включают в себя такие методы, как:

  1. Пассивная кинезиотерапия – терапия движением, комплексная система упражнений с применением специальных аппаратов.
  2. Физиотерапия.
  3. Мануальная терапия, массаж.
  4. Эрготерапия или трудотерапия – показана для восстановления бытовых функций, помогает пациенту восстановить утраченные навыки в том числе мелкой моторики.

Реабилитационные упражнения для раздела Афазия. Дизартрия.

Реабилитационные упражнения GHRS Group для раздела Афазия. Дизартрия.

Орально-моторные упражнения

Орально-моторные навыки относятся к правильному функционированию и использованию лицевых мышц (губ, челюсти, языка, щек и неба) для вербального общения и глотания. Адекватные орально-моторные навыки у всех людей важны для вербального общения и безопасного глотания пищи. Нормальное орально-моторное развитие начинается на стадии плода и продолжает развиваться с возрастом. Взрослый человек должен безопасно употреблять жидкости и твердые вещества орально и уметь использовать вербальный язык для общения.

Недостаточные или неадекватные орально-моторные навыки могут привести к плохому речевому общению и затруднениям глотания. У пациентов с диагнозом дисфагия, дизартрия, апраксия речи, постинсультная афазия и другие неврологические состояния проявляются неадекватным функционированием мышц ротовой полости. Орально-моторные упражнения помогают улучшить силу, диапазон движений и координацию ротовых мышц, что способствует лучшей речи и функции глотания.

Ниже перечислены навыки и умения, обеспечиваемые функцией всех лицевых мышц:

  • Осведомленность, восприятие.
  • Сила
  • Координация
  • Движение
  • Выносливость

Какова же цель орально-моторных упражнений?

  • повысить осведомленность о функционировании ротовой полости
  • нормализовать чувствительности к стимуляции в области рта
  • улучшить нормальные движений мышц ротовой полости за счет подавления аномальных рефлексов
  • улучшить силу и диапазон действия мышц ротовой полости
  • улучшить координацию мышц полости рта

ВИДЕО: «Восстановление речи при Афазии и Дизартрии»

АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 5: КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ, АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Для получения дополнительной информации о процессе восстановления речи при Афазии и Дизартрии вы можете посмотреть видео с демонстрацией упражнений и советами по реабилитации.

Как и когда нужно тренироваться?

Перечисленные ниже упражнения легко выполнять. Постарайтесь выполнять упражнения в свободное время. Для разработки правильного комплекса упражнений желательно в индивидуальном порядке проконсультироваться со специалистом реабилитологом и логопедом, подобрать упражнения в соответствии с медицинской проблемой и состоянием больного. Рекомендуется использовать зеркало для получения визуального фидбека и укрепления мышечной реакции. Если человек не может выполнять конкретное орально-моторное упражнение, перечисленное ниже, это признак того, что нужно тренироваться и укреплять эту конкретную группу мышц. Эти упражнения можно повторять от трех до шести раз в день, пока навыки не улучшатся. Каждый человек учится и тренируется в своем собственном темпе, прогресс может быть отмечен в течение нескольких недель, месяцев, а иногда и течении более длительного времени.

В данном разделе комплексы упражнений разработаны по 4 главным направлениям и группам мышц, 5-ое направление-комплекс дыхательно-речевых, артикуляционных упражнений.

Все упражнения выполняются в положении сидя, желательно напротив зеркала.

Выполнение орально-моторных и дыхательно-речевых упражнений улучшает способность человека воспроизводить звуки речи с большей четкостью. Однако не всем людям могут подойти отдельные орально-моторные упражнения, и поэтому может потребоваться дополнительное вмешательство врача реабилитолога и логопеда.

Ознакомьтесь с демо версией наших комплексов упражнений раздела Афазия и Дизартрия на YouTube.

В настоящий момент на нашем сайте представлены комплексы упражнений для реабилитации Афазии, Дизартрии  по следующим направлениям: 

  1. АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 1: КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЯЗЫКА
  2. АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 2: КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГУБ
  3. АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 3: КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЩЁК
  4. АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 4: КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ И НЁБА
  5. АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 5: КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ, АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Также вам может быть полезна информация и комплексы упражнений в разделе Инсульт, где в настоящий момент представлены 4 комплекса упражнений для реабилитации постинсультных больных.  
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить наверх